В 2015 год строительные саморегулируемые организации (СРО) вступали в новых условиях. Полномочия, данные ФЗ-359 Национальным объединениям и Ростехнадзору, во многом исправили выявившиеся правовые недоработки. Появилась возможность для успешного решения накопившихся проблем.
Пришло время заниматься реальным развитием системы, а не только закручиванием гаек.
С другой стороны, стало ясно, что одной из важнейших угроз саморегулированию является опасность утраты средств компенсационных фондов СРО, зависших в лишаемых лицензий банках.
С определенным сожалением следует констатировать тот факт, что далеко не все надежды сбылись. Руководство строительного Нацобъединения (НОСТРОЙ) не устояло перед привычной ролью органа административно-нормативного надзора, не всегда уделяя достаточное внимание текущей работе.
Более того, вопреки традиции и в нарушение Устава НОСТРОЙ очередной Всероссийский съезд СРО состоится не как обычно - осенью, - а назначен на весну 2016 года. Таким образом, НОСТРОЙ остался не только без бюджета на следующий год, но и еще полгода будет находиться в довольно подвешенном состоянии.
Нацобъединение изыскателей и проектировщиков выбрало иной подход к решению вопросов, что не могло не сказаться на настроениях в профессиональном сообществе. НОПРИЗ не выступил в роли карательного органа, а попытался помочь СРО разобраться с имеющимися проблемами. В округах были созданы комиссии из наиболее опытных коллег, рассматривающие дела СРО, имеющих серьезные замечания, и помогающие их исправить и наладить работу в организациях. Положительные результаты уже есть - ряд СРО, к которым имелись серьезные претензии, с помощью членов окружных комиссий смогли полностью исправить ситуацию с документами, приведя их в соответствие законодательству. Итог - компании смогли нормально работать, выполнять контракты, а работники - получать зарплату. Уверен, что НОСТРОЙ надо присмотреться к опыту НОПРИЗ в данной области, ведь Нацобъединения созданы в первую очередь для защиты интересов саморегулируемых организаций и их членов.
Итоги года показывают, что вопрос со СРО, имеющими нарушения, необходимо решать более аккуратно, ведь страдают компании, которые честно работают и соответствуют всем требованиям. Проблемы, как правило, связаны с качеством работы руководства СРО. Почему члены должны нести финансовые потери из-за некомпетентности руководства саморегулируемой организации?
Необходимо, по аналогии с банковской системой, ввести институт внешних управляющих для вывода СРО из кризиса и обеспечения ведения ее деятельности в соответствие с законом. В случае, если сами члены СРО сменили руководство этой организации, должно также даваться время для приведения дел в порядок. В этот период, 4-6 месяцев, Нацобъединение консультирует новое руководство СРО и не возвращается к рассмотрению вопроса об исключении. Такой механизм позволит привести систему в порядок без ущерба для работы.
При этом, в целом, руководство пытается решать сложнейшие внутренние проблемы, усугубляемые тяжелым экономическим кризисом. Можно лишь пожелать успеха президентам и аппаратам двух Национальных объединений.